VІ Ориентированная основа действия

Обследование оториноларингологического больного осуществляется из позиции целостности организма. Оно начинается с деталь­ного выяснения и анализа жалоб больного, сбора анамнеза болезни и жизни. Проводится внешний осмотр ЛОР-органов, при необходимости осуществляется пальпация и перкусия. После этого проводится эндоскопическое исследование ЛОР-органов.

Для проведения осмотра и специального эндоскопического обследования пациентов с заболеваниями уха, горла, и нога необходимо создать соответствующие условия, которые определяют организацию рабочего места. Для этого нужно иметь источник света, соответствующие инструменты и лобный рефлектор. Источник света (электрическую лампу) нужно располагать справа от больного на уровне ушной раковины, на расстоянии 10—20 см от нее. На инструментальном столике размещают инструмен­ти, медикаменты, перевязочный материал. При этом пациент находится относительно врача справа, а источник света — слева. Лобный рефлектор состоит из вогнутого зеркала с фокусным расстоянием 25—30 см, которое прикрепляется с помощью шарнирного приспособления к ремню, что позволяет крепко закрепить лобный рефлектор на голове в участке лба над левым глазом. В центре зеркало имеет отверстие, сквозь которое осуществляется осмотр левым глазом. Шарнирное приспособление позволяет изменять направление и угол освещения во время осмотра исследуемого органа.

После закрепления лобного рефлектора в участке лба его зеркало располагают напротив левого глаза так, чтобы задняя поверхность зеркала была размещена около щеки и боковой поверхности носа врача, а зеница глаза - на уровне отверстия зеркала.

Умение пользоваться лобным рефлектором нуждается в соблюдении таких правил: необходимо обеспечить достаточное освещение исследуемого органа; луч света наводить, закрывая ладонью правый глаз; зеркало лобного рефлектора повернуть таким образом, чтобы «зайчик» света был виден на кончике носа, потом правый глаз освободить и осмотр осуществлять обоими глазами (левым через отверстие в зеркале), что обеспечит бинокулярное исследование.

Оториноларингологический осмотр осуществляют в таком порядке: передняя риноскопия, орофарингоскопия, задняя риноскопия, непряма ларингоскопия, отоскопия. Такого порядка осмотра придерживаются у взрослых, детей старшего и младшего возраста. У младенцев осмотр начинают с уха. Это связано с тем, что во время плача ребенка барабанная перепонка краснеет, что усложняет оценку отоскопической картины.



VII Система учебных заданий для проверки конечного уровня знаний.

Ситуационные задачи для проверки конечного уровня знаний.

Задача 1

Больной, 29 лет, направленный в ЛОР – отделение на стационарное лечение с диагнозом левосторонний острый гайморит. Указать эндоскопическое исследование, которое нужно провести, чтобы подтвердить этот диагноз.

Задача 2

Мальчик, 5 лет, плохо дышит носом, спит с открытым ртом. Выражено предположение, что у мальчика имеют место аденоидные вегетации. Указать исследование, которое нужно провести, чтобы подтвердить этот диагноз.

Задача 3

Больная, 18 лет, обратилась в ЛОР кабинет поликлиники с жалобами на боль в правом ухе. В течение 4 дней страдает на острый ринит. Указать эндоскопическое исследование, которое позволяет исключить или подтвердить диагноз среднего отита.

Задача 4

Девочка, 3 годов, доставленная к детскому ЛОР віддідення с явлениями острого стеноза гортани. Указать эндоскопическое исследование, которое нужно провести, чтобы подтвердить этот диагноз.

Задача 5

Больной, 36 лет, госпитализированный в ЛОР отделение с диагнозом левосторонний паратонзилярний абсцесс. Указать эндоскопическое исследование, которое позволит установить диагноз.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО АНАТОМИИ И ФИЗИОЛОГИИ ЛОР-ОРГАНІВ

Принимая во внимание важное значение последовательности в овладении студентами теоретических и клинических дисциплин, современную постановку вопроса интеграции преподавания в вузе, на первом занятии следует определить начальный уровень знаний студентов по анатомии и физиологии ЛОР-органов.

Это тестирование позволяет оценить степень индивидуальной подготовки студентов, их эрудицию и уровень знаний, полученных на предыдущих курсах во время изучения теоретических дисциплин. Мы рекомендуем из приведенных контрольных вопросов предлагать студентам по 3—4 вопроса из разных разделов дисциплины.

В течение 20 мин студенты в письменной форме отвечают на предложенные вопросы. Анализ результатов можно провести в конце первого или в начале второго занятия.


7737298269892324.html
7737412526566274.html
    PR.RU™