Понятие, предмет, метод, система

Определение понятия «право социального обеспечения» как самостоятельной отрасли права требует наличия четкого представления о его предмете и методе.

Под отраслью права социального обеспечения понимается совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом комплекс общественных отношений, возникающих:

1) в связи с денежной формой обеспечения граждан (пенсиями, пособиями, компенсационными выплатами);

2) в связи с предоставлением гражданам различного рода социальных услуг (отношения по поводу социального обслуживания престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми);

3) по поводу установления юридических фактов, необходимых для реализации права на тот или иной вид обеспечения, а также по поводу реализации и защиты права на тот или иной вид социального обеспечения (процедурные и процессуальные отношения).

При этом функционирование материальных отношений обеспечивается предшествующими им (либо возникающими наряду с ними) отношениями процедурного либо процессуального характера, которые являются вспомогательными по отношению к материальным правоотношениям.

Как самостоятельная отрасль российского права право социального обеспечения существует сравнительно недавно с конца 1960-х гг. Впервые выдвинул и обосновал тезис о самостоятельности этой отрасли права выдающийся советский правовед В. С. Андреев на международном симпозиуме в Праге в 1968 г.

В науке права социального обеспечения все общественные отношения, охватываемые предметом права социального обеспечения, принято условно делить на три большие группы:

1) отношения по поводу обеспечения в денежной форме;

2) отношения по поводу обеспечения в неденежной (натуральной) форме бесплатно или со скидкой;

3) процедурные и процессуальные отношения.

В свою очередь, отношения по поводу обеспечения в денежной форме включают подгруппы общественных отношений, охватывающие конкретные виды общественных отношений.

Отношения по пенсионному обеспечению:

· отношения по обеспечению пенсией по старости;

· отношения по обеспечению пенсией за выслугу лет;

· отношения по обеспечения пенсией по инвалидности;

· отношения по обеспечению пенсией по случаю потери кормильца;

· отношения по обеспечению социальной пенсией.

Отношения по обеспечению социальными пособиями:

· отношения по обеспечению пособием по безработице;

· отношения по обеспечению пособием по временной нетрудоспособности;

· отношения по обеспечению пособием по беременности и родам;

· отношения по обеспечению единовременным пособием женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

· отношения по обеспечению единовременным пособием при рождении ребенка;



· отношения по обеспечению ежемесячным пособием по уходу за ребенком;

· отношения по обеспечению ежемесячным пособием на ребенка;

· отношения по обеспечению единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью;

· отношения по обеспечению единовременным пособием беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

· отношения по обеспечению ежемесячным пособием на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

· отношения по обеспечению единовременным пособием при возникновении поствакцинального осложнения;

· отношения по обеспечению единовременным пособием вынужденных беженцев и переселенцев;

· отношения по обеспечению единовременным пособием лиц, принимавших участие в борьбе с терроризмом;

· отношения по обеспечению пособием на погребение.

Отношения по обеспечению социальными компенсационными выплатами:

· отношения по обеспечению компенсационными выплатами, лиц, осуществляющих уход за детьми в возрасте до 3 лет;

· отношения по обеспечению компенсационными выплатами неработающих трудоспособных граждан, осуществляющих уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет;

· отношения по обеспечению компенсационными выплатами неработающих супругов, военнослужащих в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

· отношения по обеспечению иными социальными компенсационными выплатами;

Отношения по обеспечению лиц, пострадавших на производстве:

· отношения по обеспечению лиц, пострадавших на производстве или лиц, имеющих право на получение таких выплат в случае его смерти, единовременной страховой выплатой;

· отношения по обеспечению лиц, пострадавших на производстве либо лиц, имеющих право на получение таких выплат в случае его смерти, ежемесячной страховой выплатой.

Отношения по поводу обеспечения в неденежной (натуральной) форме, бесплатно или со скидкой:

· отношения по предоставлению медицинской помощи и лечения;

· отношения по обеспечению лекарственной помощи;

· отношения по содержанию инвалидов и лиц пожилого возраста в социальных учреждениях;



· отношения по содержанию детей в детских учреждениях;

· отношения по обеспечению инвалидов транспортными средствами и средствами передвижения;

· отношения по предоставлению протезно-ортопедической помощи;

· льготы по системе социального обеспечения.

Как видим, предмет права социального обеспечения охватывает достаточно широкий круг общественных отношений. Но всем этим отношениям присущи следующие общие черты:

1) общая экономическая природа (носят распределительный характер);

2) одним субъектом в таких отношениях всегда выступает государственный орган (орган или лицо, уполномоченные государством), который предоставляет обеспечение, а вторым субъектом — физическое лицо (либо семья), которое имеет право на тот или иной вид обеспечения;

3) объектом этих отношений является материальное благо в денежной (пенсии, пособия, компенсации) или натуральной форме (социальные услуги);

4) основанием возникновения этих отношений являются специфические юридические факты, именуемые в праве социального обеспечения социальными рисками. Эти юридические факты, как правило, представляют собой события, не зависящие от воли людей.

В третью группу отношений включаются процедурные отношения:

1) по установлению юридических фактов, необходимых для возникновения права на тот или иной вид обеспечения;

2) по реализации права на тот или иной вид обеспечения.

В случае если лицо считает, что его право на получение того или иного вида обеспечения нарушено, и обращается за его защитой в вышестоящий орган, предоставляющий обеспечение, или
в суд, возникает процессуальное отношение.

Вопрос о методе правового регулирования права социального обеспечения является сложным в силу неоднозначности взглядов ученых на данную проблему. При этом следует учитывать следующие особенности метода права социального обеспечения:

1. Отношения по социальному обеспечению носят распределительный характер, в связи с чем в праве социального обеспечения преобладает императивный способ регулирования общественных отношений. Дозволение в праве социального обеспечения адресовано только одному субъекту — гражданину, который вправе обратиться за предоставлением того или иного вида обеспечения, выбрать наиболее выгодный для себя вид обеспечения.

2. Специфика приемов регулирования обусловлена также тем, что Россия является федеративным государством и регулирование
в сфере социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесено ст. 72 Конституции к совместной компетенции Федерации и ее субъектов. Это выражается в сочетании федерального, регионального и муниципального уровней правового регулирования.

3. Особое правовое положение субъектов правоотношений по социальному обеспечению характеризуется их автономностью, поскольку между ними нет отношений власти, подчинения и равенства.

4. Специфика юридических фактов, влекущих возникновение, изменение и прекращение правоотношений по социальному обеспечению. Это, как правило, абсолютные события, не зависящие от воли людей.

5. Абсолютный характер прав граждан как субъектов правоотношений по социальному обеспечению. В правоотношениях по социальному обеспечению у граждан возникает только право на тот или иной вид социального обеспечения, а у государственного органа — только обязанность предоставить тот или иной вид обеспечения в сроки и в объеме, установленные законом.

6. Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектами, и способ защиты нарушенного права. В праве социального обеспечения не применяются штрафные санкции
и ограниченная ответственность субъектов отношений ввиду того, что средства, за счет которых осуществляется обеспечение, имеют строго целевой характер.

Структурный анализ права означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.

В качестве компонентов системы права выступают: отрасли, институты, нормы права и иные образования, занимающие промежуточное положение (подотрасли, подинституты). Компоненты права (отрасли, институты, нормы) проявляют свое регулятивное свойство лишь в определенных пределах и формах. В частности, отрасль обеспечивает регламентацию в пределах конкретной группы общественных отношений, а правовая норма затрагивает только отдельные стороны общественного отношения.

Норма права является первичным компонентом системы, который обладает способностью быть регулятором поведения участников общественных отношений. Она может выражать общие принципиальные положения, относящиеся в равной степени ко всему комплексу общественных отношений в целом, либо закреплять правило, касающееся только одного вида отношений, входящих в предмет отрасли. С учетом этого нормы отрасли образуют общую и особенную части.

Система права социального обеспечения как отрасли — это научно обоснованное расположение правовых норм внутри отрасли. К общей части отрасли права социального обеспечения относятся нормы, выражающие принципы права и задачи правового регулирования, основные права человека в области социального обеспечения, разграничение компетенции Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию социального обеспечения, нормы-принципы, нормы
о правовом статусе субъектов социального обеспечения, составе
и действии законодательства о социальном обеспечении.

Особенную часть составляют нормы, определяющие условия предоставления отдельных видов обеспечения. Эти группы норм образуют институты отрасли права.

Особенная часть права социального обеспечения включает
в себя институты: трудового стажа, пенсионного обеспечения, обеспечения социальными пособия и компенсациями, обеспечения пострадавших на производстве, институт социального обслуживания, институт обеспечения медицинской помощью и лечением, лекарственной помощью и санаторно-курортным лечением. Большинство институтов особенной части права социального обеспечения носит комплексный характер, поскольку включает в себя подинституты по видам обеспечения и подинститут назначения и предоставления того или иного вида обеспечения.

Итак, система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Систему отрасли права необходимо отличать от системы законодательства. Система законодательства с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Систему законодательства можно определить как совокупность нормативных актов
о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством
и взаимосвязью, отражающей структуру отрасли права.

Наиболее последовательное выражение структура отрасли получает в едином, консолидированном нормативном акте типа основ законодательства или кодекса. Однако такого нормативного акта
в области социального обеспечения до сих пор нет. Это существенно усложняет систему законодательства о социальном обеспечении, порождает расхождения в регулировании одних и тех же отношений, приводит к дублированию норм.

Предпринимаемые попытки разработать кодифицированный нормативный акт пока не привели к положительному результату, что объясняется рядом объективных причин: противоречиями переходного периода; сложной экономической ситуацией в стране; отсутствием единой концепции социального обеспечения в новых социально-экономических условиях; большим разнообразием отношений по социальному обеспечению; постоянным реформированием органов управления социальным обеспечением. Вместе с тем разработка и принятие основ законодательства или кодекса позволила бы существенно обновить и развить все без исключения институты и нормы права социального обеспечения.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение права социального обеспечения как самостоятельной отрасли российского права.

2. Назовите общественные отношения, которые составляют предмет регулирования права социального обеспечения.

3. Назовите общие признаки материальных отношений, охватываемых предметом права социального обеспечения.

4. Назовите особенности метода права социального обеспечения.

5. Какой общеправовой способ регулирования преобладает
в праве социального обеспечения?

6. На чем в праве социального обеспечения основано сочетание централизованного (федеративного) регулирования с региональным, местным и локальным?

7. Чем характеризуется правовое положение субъектов в правоотношении по социальному обеспечению?

8. Что в правоотношениях по социальному обеспечению означает такая черта метода этой отрасли права, как абсолютный характер права граждан?

9. В чем заключается специфика юридических фактов, являющихся основаниями для возникновения, изменения, прекращения правоотношений по социальному обеспечению?

10. В чем заключается специфика санкций в праве социального обеспечения?

11. Охарактеризуйте систему права социального обеспечения.

12. В чем специфика большинства институтов особенной части права социального обеспечения?

Задачи

1. Гражданин приобрел полис добровольного медицинского страхования (ДМС) и обратился к работодателю с требованием прекратить уплату за него взносов на обязательное медицинское страхование (ОМС). Правомерно ли требование гражданина? Обоснуйте свой ответ.

2. Гражданин Российской Федерации Зайцев И. И. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Будет ли он иметь право на получение бесплатной медицинской помощи по программе ОМС и на пособие по временной нетрудоспособности, а также приобретет ли он пенсионные права, если он не уплачивал взносы на эти виды обязательного социального страхования?

3. Ушков А. А. является лицом без гражданства. На какие виды социального обеспечения он имеет право по российскому законодательству?

4. Согласно коллективному договору работодатель менеджера Кузина М. В. уплачивал взносы на негосударственное пенсионное страхование в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). 20 марта текущего года Кузину М. В. исполнилось 60 лет, и он обратился в НПФ за назначением пенсии. В какие правоотношения он вступил?


Тема 3


7469202844387141.html
7469238229758692.html
    PR.RU™