Программа дополнительного образования по обучению детей младшего школьного возраста художественному слову

Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Срок реализации программы – 1 год.

Возраст детей – 9-10 лет.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа «Художественное слово» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Цели и задачи программы:

- нравственное воспитание;

- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Программа «Художественное слово» рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся 8-10 лет. Специфика организации занятий по программе «Художественное слово» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.

Программа «Художественное слово» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 34 часа в год .

Формы организации занятий:

- литературные игры,

- конкурсы-кроссворды

- библиотечные уроки

- путешествия по страницам книг

- проекты

- уроки-спектакли.

Предполагаемый результат деятельности:

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.



Предметные умения:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг (работа с открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Универсальные учебные действия:

- находить книгу в открытом библиотечном фонде;

- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности

- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной

- книге и героях;

- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на

- заданную тему;

- слушать и читать книгу, понимать прочитанное

- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Тематическое наполнение, часовая нагрузка занятий отражены в учебно-тематическом плане.

Тематическое планирование кружка:



« Художественное слово »

для 3х классов на 2016-2017 учебный год

(кружок -34 часа)

Таблица 1. Планирование занятий

Рааздел Кол-во часов Тема Кол-во часов
всего
Вводное занятия Программа кружка инструктаж по охране труда; знакомство с библиотекой
Я не боюсь говорить. Книги, прочитанные летом. Опиши друга. Мой любимый цветок.Составление рассказа ( описание). Моё любимое животное.Составление рассказа (сопиание). Мой любимый праздник. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч
Декламация 12ч Разучивание стихов об осени .Во саду ли в огороде. Моя Осень.(проба пера, сочинение личных произведений) Поет Зима, аукает.Чтение стихотворений о зиме. Разучивание стихотворений к Новому году. Чтение произведений о весне. Чтение произведений на тему «Самое родное слово-Мама.» Разучивание.Участие в классном мероприятии. 2ч 1ч 2ч 2ч 2ч 3ч
Культура речи В.Осеева « Волшебное слово.» Русские народные сказки. Детские Журналы. 1ч 2ч 2ч
Инсценировка Экскурсия в городскую библиотеку. Основы библиографии. 8ч 1ч 2ч Русская народная сказка «Теремок» Чтение.Разучивание ролей.Изготовление костюмов.Репетиция. Выступление перед классом. Рассказы Л.Н.Толстого. Чтение по ролям.Разучивание ролей.репетиция.выступление перед классом. Как книга « просится к нам в руки» ..Детская литература.Титульный лист.Оглавление. Справочные издания: Виды инциклопедий, словари. Сюжетно-ролевая игра «В библиотеке». 4ч. 2ч 2ч 1ч 2ч
ИТОГО: 34 часа

Ожидаемые результаты занятий.

Учащиеся должны знать:

- справочные издания, энциклопедии, словари, справочники,

- как найти нужную книгу

- правила подготовки рассказа, выразительного чтения.

Учащиеся должны уметь:

- планировать работу и работать по плану, организовать рабочее место, оценивать качество выполненной работы;

- реставрировать издания;

- Формы оценки качества знаний:

- проведение опросов после окончания занятия ;

- проведение бесед и викторин в классе ;

- оформление тематических выставок в классе ;

Материально-техническое обеспечение:

- Библиотека, читальный зал, стеллажи, каталоги, картотеки, книжный фонд, библиотеки, подборки обучающих материалов.

- Компьютер, сканер, принтер, ТСО и плакаты,

- Печатные материалы (СМИ, учебно-методическая литература);

- Инструменты для создания текстового документа;

- Полиграфические материалы (бумага, картон, пленки, краски, клей).



7395774049547491.html
7395792012516550.html
    PR.RU™