Владимир Владимирович Маяковский - 1 ч

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским ле­том на даче.,.».

Маяковский — выдающийся русский поэт XX в. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского и отражение ее в сти­хотворении «Необычайное приключение...».

Теория литературы. Особенности лексических средств, ритма в поэ­зии Маяковского.

Андрей Платонович Платонов – 1 ч.

«Неизвестный цветок». Восхищение силой жизни, заключенной в цвет­ке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за все сущее на земле.

Особенности языка произведения.

Теория литературы. Развитие понятия о языке художественного про­изведения.

Сергей Александрович Есенин – 2 ч.

«Край любимый, сердцу снятся...», «Песнь о собаке», «Спит ковыль. Равнина дорогая...»

Сострадание и милосердие «ко всему живому» на земле в стихотворе­ниях поэта. Чувство любви к родине, к природе родного края.

Анна Андреевна Ахматова – 1 ч.

«Мужество», «Клятва».

Вера поэта в русский народ и его культуру. Масштабность и человечность подвига простого солдата.

Теория литературы. Развитие понятия об особенностях поэтической ре­чи: ритме, рифме, сравнении, метафоре.

Валентин Григорьевич Распутин – 4 ч.

Уроки французского». Отношения между поколениями. Роль детства в жизни человека. Изображение трудной жизни села в годы' Великой Отечест­венной войны.

Образ учительницы Лидии Михайловны. Ее материнское участие в сложной судьбе ученика как нравственный урок человека, имеющего лю­бящую душу и светлый ум.

Уроки нравственности в произведении.

Теория литературы. Развитие понятия о литературном герое.

«Нарты» - 1 ч.

«Нарты» — эпические сказания народов Кавказа, имеющие свою истори­ческую основу. Отражение в «Нартах» быта, характеров кавказских народов, реальных, хотя и давних событий.

Теория литературы. Элементы мифологического и мифического в «Нартах».

Коста Хетагуров – 2 ч.

«Охота на туров», «Перед памятником».

Художественное своеобразие изображения природы и обычаев осетинцев в рассказе «Охота на туров».

Значение творчества Хетагуррва в формировании и развитии осетинской литературы.

Тема поэта и поэзии в творчестве Хетагурова («Перед памятником»). История создания стихотворения. Тема ответственности человека за свои по­ступки.

Габдулла Тукай – 2 ч.

«Шурале», «Пушкину». Габдулла Тукай — поэт-просветитель. Гуманистические идеи в твор­честве Г. Тукая. Любовь к традициям, обычаям и культуре своего родного' народа. Фольклорная основа поэмы.



Основная идея поэмы — родина славна прежде всего людьми умными и трудолюбивыми. Широкая известность балета композитора Ф. Яруллина «Шурале», созданного по мотивам поэмы Г. Тукая.

Из зарубежной литературы (9ч)

Гомер – 4 ч.

«Илиада», «Одиссея».

«Одиссея». Поэма, воспевающая мужество, целеустремленность, изобретательность в достижении цели. Боги и люди, фантастические эле­менты в поэме, необычность и привлекательность повествования о скита­ниях Одиссея, Одиссей в отношениях к воинскому долгу, товарищам, семье.

В.А.Жуковский — переводчик поэмы.

Теория литературы. Закрепление знаний о жанре поэмы.

Жан-Батист Мольер – 3 ч.

«Мещанин во дворянстве» (в сокращении). Мольер как создатель «вы­сокой комедии» классицизма; связь творчества драматурга с традициями эпохи Возрождения.

Сатирическое изображение аристократии, в пьесе, высмеивание псевдо-дворянских амбиций буржуа Журдена, Характер героя, его своеобразие. Клеонт как защитник человеческого достоинства независимо от социальной и сословной, принадлежности.

Теория литературы. Классицизм. Жанр комедии.

Фридрих Шиллер – 2 ч.

«Перчатка». Сюжет баллады. Драматизм повествования, живописность и простота речи. Образ молодого рыцаря, бесстрашно вощедшего в клетку льва и тигра. Роль заключительной фразы баллады.

Мастерство перевода баллады с немецкого языка русским поэтом В. А Жуковским.

«Шиллер — поэт благородных порывов». (А. Герцен)

Класс

Введение – 1 ч.

Художественная литература как искусство слова.

Теория литературы. Развитие понятия о художественном образе.

Древнерусская литература (2 ч)

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывки).



Поучения - традиционный жанр древнерусской литературы. Религи­озно-назидательный характер поучений.

«Поучение Владимира Мономаха» как историко-политический трактат, рисующий образ идеального государственного деятеля, мудрого политика, борца за единство Руси. Автобиографические мотивы в «Поучении».

Теория литературы. Жанр поучения.

Русская литература XVIII века (5 ч)

Краткие сведения о литературе XVIII в.

Денис Иванович Фонвизин – 3 ч.

Фонвизин — известный драматург, сатирик эпохи классицизма в рус­ской литературе.

«Недоросль» (фрагменты).

Комедия «Недоросль» - произведение эпохи классицизма в России. Злонравные и добродетельные персонажи (Простакова, Митрофан, Скотинин, Правдив, Стародум, Софья, Милон). Обличение невежества, безнрав­ственность провинциальных помещиков-крепостников.

Проблема воспитания истинного гражданина.

Гуманистическая направленность комедии.

Теория литературы. Первоначальное знакомство с классицизмом как ведущим литературным направлением в литературе XVIII в.

Александр Николаевич Радищев – 2 ч.

«Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любани» (отрывок), «Спасская Полесть» (отрывок), «Пешки» (отрывок).

«Путешествие из Петербурга в Москву». Гневный протест писателя про­тив крепостного права и самодержавия, против угнетения человека чело­веком. Вера в торжество справедливости и в светлое будущее России.

Теория литературы. Развитие понятия о литературном направлении. Классицизм. Жанр путешествия в русской литературе.

Русская литература XIX века (51 ч)

Краткий историко-литературный обзор данного периода.

Александр Сергеевич Пушкин – 14 ч.

«19 октября», «19 октября 1827», «Во глубине сибирских руд...», «Ан­чар», «Подражание Корану», «Не пой, красавица, при мне...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Осень», «Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Капитанская дочка».

Пушкин — гениальный русский поэт.

«Анчар» — одно из самых ярких произведений вольнолюбивой лирики Пушкина. Осуждение произвола и деспотизма, рабства и тирант*. Значе­ние символического образа «древа яда». • •.

«Во глубине сибирских руд...». Восхищение поэта мужеством декабри­стов, вера в торжество светлых идеалов.

«Не пой, красавица, при мне...», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» — произведения любовной лирики поэта. Поэтический образ люби­мой женщины.

«19 октября», «19 октября 1827» — стихи о лицейской дружбе. Воспева­ние бескорыстных дружеских чувств и преданности лицейских товарищей.

«Подражание Корану» — произведение философской лирики Пушкина. Иносказательный смысл стихотворения.

Тема человеческого греха и ответственности человека перед Богом.

«Вновь я посетил….» — один из лучших образцов философской лирики Пушкина. Созидательная идея о преемственности поколений в произведе­нии. Нерифмованный («белый») стих,

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» — стихотворение Пушки­на, подводящее итог его размышлениям о поэте и поэзии. Эпиграф к сти­хотворению. Лексика произведения.

Теория литературы. Средства художественной выразительности поэти­ческих произведений. Развитие знаний об эпитетах, сравнениях, метафоре.

Повесть «Капитанская дочка».

Причины обращения Пушкина к истории пугачевского бунта. Отноше­ние автора повести и рассказчика (Гринева) к Пугачеву и народному вос­станию.

Художественный вымысел в произведении и историческая правда, их соотношение и способы воспроизведения. Главные герои — Пугачев, Гри­нев, капитан Миронов, Швабрин, Маша Миронова.

'Проблема чести и долга в повести. Чистота любви, верность любимому человеку, искренность отношений (Маша Миронова—Гринев).

Особенности художественного мастерства Пушкина-прозаика.

Теория литературы. Историческая правда и художественный вымысел в художественной литературе. Назначение эпиграфа в произведении. Соотно­шение темы, идеи и художественных образов в произведении.

Михаил Юрьевич Лермонтов – 9 ч.

«Смерть Поэта», «Поэт», «Утро на Кавказе», «Черкешенка», «Баллада», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина», поэма «Мцыри».

Героический дух поэзии Лермонтова, неповторимость ее содержания. Своеобразие проблематики в лирике Лермонтова. Трагический и роман­тический пафос, психологизм. Патриотическая и гуманистическая направ­ленность лирики:

Тема Кавказа в творчестве Лермонтова («Утро на Кавказе», «Черке­шенка»).

Образ родины в творчестве поэта.

Отклик Лермонтова на смерть великого поэта А. С. Пушкина как выра­жение политических взглядов.

Поэма «Мцыри».

Исключительность обстоятельств, в которых раскрывается характер ге­роя. Любовь к родине, стремление к свободе, протест против смирения и покорности — основные черты Мцыри, «любимого идеала Лермонтова». (Б. Г. Белинский)

Своеобразие композиции Поэмы. Значение лирического монолога в поэме. :

Теория литературы. Развитие понятия о теме и идее произведения. Закрепление знаний о жанре поэмы.

Николай Васильевич Гоголь – 11 ч.

«Ревизор» (в сокращении).

Комедия «Ревизор» — выдающееся творение Гоголя. Изображение со­циальных и нравственных сторон жизни царской России. Бичевание поро­ков представителей чиновничьего мира в России первой половины XIX в.

Образ Хлестакова как порождение социальных и нравственных условий жизни: крепостной России.

Хлестаков и «хлестаковщина». Широкое и обобщающее значение ха­рактеров комедии (городничего Антона Антоновича, чиновников уездного города .городских помещиков).

Теория литературы Драматическое произведение, Жанр комедии. Понятие о литературном типе. ,

Н. В. Гоголь. «Театральный разъезд после представления новой коме­дии» (1842). Рассуждения писателя о «честном, благородном лице» в коме­дии «Ревизор» — смехе. Смех — единственно «честное, благородное лицо» в пьесе, которого никто не заметил.

В. Г, Белинский о комедии '«Ревизор» (статья. «Русская литература в 1841г.»). Оценка критиком «веселого комизма» Гоголя, переходящего в юмор, в повестях писателя («Миргород»). Высокая оценка Белинским ко­медии «Ревизор»: «Комедия Гоголя „Ревизор" стоит всякой трагедий!.».

Теория литературы. Критическая статья как жанр.

Иван Сергеевич Тургенев – 4 ч.

Повесть «Ася» (в сокращении), стихотворения в прозе«Два бога­ча», «Как хороши, как свежи были розы...», «Роза».

Повесть «Ася», Проблема взаимоотношений между молодыми людьми, отраженная в личностных переживаниях рассказчика.

Право личности на счастье, отношение человека к окружающему ми­ру, его место в природе— главные темы повести.

Образ рассказчика-повествователя. Семья Гагиных—брат и сестра, ма­стерство психологической характеристики персонажей, Любовь как самое прекрасное чувство на земле.

Теория литературы. Развитие понятия о характере и герое художест­венного произведения.

«Два богача», «Как хороши, как свежи были розы...», «Роза»

Социальные мотивы в стихотворениях в прозе Тургенева.

Торжество вечно обновляющейся жизни на земле. Гимн всепобеждаю­щей, торжествующей любви, молодости, непреходящей силе прекрасного.

Теория литературы. Стихотворения в прозе как лирический жанр (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов – 3 ч.

«Железная дорога», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда», «Тройка».

«Железная дорога». Фактическая основа стихотворения. Картины тяже­лого труда народа. Мысль о величии народа-созидателя, его противопо­ставление господствующим классам. Своеобразие композиции стихотворе­ния (сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор, пейзаж); разнообразие авторских интонаций. Значение эпиграфа в рас­крытии идейного смысла стихотворения, Вера Некрасова в великое будущее народа.

«Песня Еремушке». Страстный призыв к новому поколению демокра­тической молодежи. Боль Поэта за судьбу своего народа. Смысл концовки стихотворения.

«Размышления у парадного подъезда». Сочувствие поэта обездолен­ным. Сатирическое изображение людей господствующего класса. Антитеза как основной художественный прием, раскрывающий идейное содержание стихотворения. Связь картин природы с раздумьями поэта о родине. Смысл заключительных строк стихотворения.

: «Тройка». Мотивы народной песни в лирике Некрасова. Лиризм, иск­ренность чувств — основные черты его лирических произведений. /

Взаимодействие социальных и лирических мотивов в стихотворении. Горькие раздумья автора о судьбе крестьянской девушки.

Теория литературы. Антитеза. Эпиграф.

Афанасий Афанасьевич Фет – 1 ч.

«Учись у них — у дуба, у березы...», «Как много, Боже мой, за то б я отдал дней...»

Природа — объект эстетического восторга, художественного наслажде­ния' поэта. Неразрывная связь человека с природой в стихотворениях Фета. Мечта поэта о встрече с любимой. Возвышенность чувств.

Теория литературы. Лексика высокого поэтического стиля.


7394835366879218.html
7394874529524946.html
    PR.RU™