Характер. - Это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении

- Это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках.

Итак, речь идет о поведении, притом привычном поведении и поведении, в котором выражается личность человека.

Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

? Назовите какие-нибудь черты характера.

Например, если мы отмечаем, что чуткость – особенность характера данного человека, то тем самым мы указываем, каково его отношение к людям и одновременно каково его поведение в определенной ситуации и, следовательно, каких поступков можно ожидать от него в соответствующих условиях.

Характер не является просто суммой каких-то отдельных черт. Некоторые черты являются основными, другие – второстепенными. Основные черты в той или иной мере подчиняют себе второстепенные, обуславливая их проявление или непроявление в каких-то ситуациях.

Характер не наследуется и не является прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти являются, во-первых, общественно-историческими (каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразными(условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным положением, так и его индивидуальной жизнью.

Истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни, в его общении с окружающими людьми. Свойства характера, которые проявляются в труде начинают формироваться в игре, домашнем труде.

Одной из типологий характеров существует типология социальных характеров Эрика Фромма, которую можно изучить самостоятельно.

Характер человека проявляется в манере его поведения, выразительных движениях, особенно в мимике лица. Еще в древнем мире (Китай, Греция, Япония) возникло учение об искусстве чтения лица – физиогномика. В этом учении придавалось значение трем зонам на лице: верхней – лобной части; средней – от бровей до кончика носа; нижней – от верхней губы до окончания подбородка. Гармония, сбалансированность всех зон свидетельствует об упорядоченности психики. Подробно расписывались связь формы носа, глаз, ушей, рта с особенностями характера человека. Интересно прослеживается связь формы с характером. Так, продолговатое лицо (прямоугольник) означает аристократический тип, интеллект, рассудительность, треугольное лицо (редька хвостом вниз) – высокая чувствительность, одаренность, склонность к познанию и накоплению информации; квадратная – о суровости, мужественности, настойчивости и грубости; круглая – о добродушии, мягкости и миролюбии.



Самооценка и уровень притязаний.

Характер проявляется не только к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, положении в обществе, т.е. формирует набор самооценок.

У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т.е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение – один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное мне не характерно», - т.е. срабатывает психологическая защита, и человек успокаивается.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, - отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже – себя.

Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей.

Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности, максимальный успех в том или ином виде деятельности, которого рассчитывает добиться человек.

Самоуважение – обобщенное отношение личности к самой себе – прямо пропорционально количеству достигнутых успехов и обратно пропорционально уровню притязаний, т.е чем выше притязание, тем большими должны быть достижения человека, чтобы он мог себя уважать.



Формула Джеймса.

Самоуважение = успех / уровень притязаний. С=1 (адекватная).

Допустим, два студента получили на экзамене по 4, но первый рассчитывал на 5, а второй на – 3. Дробь самоуважения у них будет различной: первый будет недоволен (4/5), а второй – в восторге (4/3). Уровень притязаний отражает внутриличностный конфликт между двумя тенденциями: стремление к успеху и избеганием неудачи.

Как гласит мудрость, желающий сделать ищет возможности, а нежелающий – объяснение.

Самооценка влияет на активность человека, на его стремление к самосовершенствованию, на эффективность деятельности и общения. В свою очередь на формирование самооценки влияют:

1. сопоставление образа реального Я (каким человек себя видит) с идеальным (каким бы хотел быть);

2. человек склонен себя оценивать так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной.

Характеристики людей имеющих различную самооценку.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих. Такой человек считает себя хуже других, страдает комплексами неполноценности, чувством вины. Ему свойственны нерешительность, боязливость, застенчивость. Часто действуют по принципу «как бы чего не вышло». Это отражается на его внешнем виде: голова втянута в плечи, глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

Окружающие иногда принимают такого человека за очень сердитого, злого, неконтактного. Это приводит к отчуждению, изоляции от людей, одиночеству. Человек с заниженной самооценкой очень раним.

Человек с заниженной самооценкой, несмотря на все трудности, легче поддается влиянию других людей и имеет больше шансов прийти к адекватной самооценке, чем человек с завышенной самооценкой.

Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достигнуть, уровень притязаний превышает реальные возможности. Эти люди относятся подчеркнуто независимо к одобрению окружающих, активно не соглашаются с оценками, которые им дают другие люди. Характерные их свойства: зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, часто неуважительное и даже грубое отношение к людям. Человек с завышенной самооценкой часто становится жестким, инертным, агрессивным, неуживчивым и, несмотря на свои подчас незаурядные способности, терпит в жизни крах.

При завышенной самооценке человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить к разочарованию и стремлению переложить ответственность на обстоятельства или других людей.

Нередко люди становятся несчастными из-за внушенного им, например в детстве преувеличенного представления о своей значимости, страдая долгие годы из-за уязвленного самолюбия, если эта значимость другими не подтверждается.

Адекватнаясамооценка личностью своих особенностей и возможностей, гибкость по отношению к поставленным целям, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче жить на свете, он более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения к тому, что входит в сферу его Я.

У каждого человека есть те или иные идеалы. Уровень притязаний относится к сфере идеалов, так как он связан с целями, которых человек стремиться достичь, характеризует желаемый уровень достижения цели.

Учет уровня притязаний позволяет понять, почему человек подчас не радуется после удач и не огорчается после неуспеха. Такая, казалось бы, странная реакция объясняется имеющимися в данный момент уровнем притязаний. Ведь если расчет был на большие успехи, то нет причины радоваться, а если успехи не ожидались, то не от чего огорчаться.

Самооценка и уровень притязаний, влияя на эмоциональное состояние человека и продуктивность его деятельности, проходят в своем развитии сложный путь и нелегко поддаются изменению. Только некоторая самокритичность позволяет человеку осознать расхождение своих притязаний и реальных возможностей и скорректировать уровень притязаний. Как показали исследования, такая коррекция легко осуществляется в сторону повышения притязаний и весьма трудно – в сторону их понижения.

Вопросы для самоподготовки.

Что такое темперамент? Охарактеризуйте типы темпераментов.

Дайте определение характера. Чем характер отличается от темперамента?

Как формируется характер человека? Можно ли переделывать и изменять характер?

Как связаны самооценка и уровень притязаний?

Как самооценка влияет на поведение человека?

Тема: Психологические особенности профессиональной деятельности.

Содержание:Психологические особенности овладения профессией. Самоопределение, выбор и развитие личности в профессиональной деятельности. Этапы развития профессионала. Классификация профессий. Профессиограмма. Профессиональная деформация личности. Личностные качества медицинской сестры как субъекта труда в профессии "человек-человек". Развитие личности медсестры через совершенствование своей профессиональной деятельности.

Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку человека, в основном молодого возраста, к выбору профессии с учетом особенностей личности и потребностей экономики, на оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Вслед за профессиональной ориентацией идет профессиональная подготовка, включающая профессиональный отбор, профессиональное обучение, дальнейшее совершенствование профессионального мастерства и формирование производственных объединений для совместной деятельности.

Профессия - это такое занятие, которому надо специально учиться. Профессии - это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.

Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии.

Должностные обязанности - это отображение трудовых функций в нормативных актах, устных предписаниях, адресованных исполнителю той или иной работы.

Пример понятий: Профессия - средний медицинский работник, специальность - медицинская сестра, должность - старшая медицинская сестра кардиологического отделения больницы.

В отечественной психологии есть классификация профессий по признаку «предмет труда»:

1. «Человек – человек» (предмет труда – люди, группы людей);

2. «Человек – техника» (предмет труда – машины, технические устройства);

3. «Человек – знаковая система» (тексты, цифры, шифры, коды, чертежи);

4. «Человек – природа» (животные, растения);

5. «Человек – художественный образ» (литература, живопись).

В психологии разработано много методов составления профориентационных карт, профессиональных планов, карт интересов, в которых представлены сведения экономического, социологического плана на данный момент времени и требования к работникам.

Профпригодность (непригодность) имеет сложную психологическую, биологическую и физиологическую структуру. В психологическом компоненте структуры профпригодности ведущую роль играют профессиональная мотивация и профессиональные способности. От них зависит качество обучения и труда, соответствие или несоответствие работника требованиям профессии.


7394509183721866.html
7394607381961717.html
    PR.RU™