Основные черты русской философии

Всякая философия несет на себе печать национально-культурного своеобразия. Неоспоримо, что для близкой нашему сердцу российской духовности если не во всех, то во мно­гих отношениях смыслообразующую роль играет философия отечественных авторов: Чаадаева, Хомякова, Герцена, Чернышевско­го, Соловьева, Бердяева, Флоренского, Лосского, Лосева и многих других. Для философских воззрений этих авторов характерен боль­шой разброс. Тем не менее ниже мы попытаемся представить тра­диционную российскую философию как нечто целостное. Затем проведем конкретизацию основных черт философии, ориентиру­ющейся на российские традиции, на примере философии B.C. Со­ловьева, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева. Соловьев чуть ли не едино­душно признается самым выдающимся русским философом XIX века, но ныне его идеи энергично возрождаются. Бердяев, по­жалуй, наиболее известный из всех российских философов XX ве­ка, проживавших вне России. Лосев — крупнейшая философская фигура XX века внутри российского масштаба. Итак, о характер­ных чертах традиционной российской философии, Для абсолютного большинства русских философов характе­рен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека — чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. Идеал цельности противопоставля­ется фрагментарности, расчлененности культуры индустриаль­ного общества. Но мир — это не просто целостность, а положительное един­ство (В. Соловьев). Чаще всего положительное единство понима­ется как приоритет религиозного опыта жизни. Философия сли­вается с религией, прежде всего с православием. Положительное единство понимается также как нравствен­ность, оправдание абсолютного добра. Нравственность, понимаемая на уровне субъекта, приводит к этическому персонализму. Нравственность в общественном контексте приводит к прин­ципу соборности. Соборность означает единство людей на осно­ве их любви к Богу и следование строгой нравственности. Принцип соборности кладется в основу интерпретации поли­тических и правовых воззрений. Принцип цельности в российской философии применитель­но к проблемам теории познания конкретизируется в сочетании чувственного, рационального и возвышенно-мистического. Часто основа познания понимается как интуиция, как пости­жение внешнего в его слиянии с внутренним, психическим. В вопросе об истинности отечественные философы часто стре­мятся соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт. Истина сближается с праведностью, высокой духовностью. Космизм: идея мирового всеединства субъекта, человечества и физического космоса. По сути дела, концепция русского кос­мизма является дальнейшей конкретизацией идеи всеединства, которая занимала умы и сердца Соловьева и Флоренского, Федо­рова и Циолковского, Вернадского и Чижевского. Русские космисты видят едва ли не основную задачу человека в «распростра­нении совершенства» (Циолковский) по Вселенной. Эта идея по­ражает своей масштабностью, но для ее научного анализа все еще недостает данных. Ныне часто говорят и пишут о необходимости возрождения отечественной философской традиции. Безусловно, такого рода идеи заслуживают всяческой поддержки. Но возрождать отече­ственную философию на новом этапе российской действительно­сти целесообразно не иначе как с использованием достижений современной мировой философии в целом.



1.Философия истории (историософия) — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.

2.Антропоцентризм -ненаучное идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

3.Панморализм - следующая черта русской философии. Следует отметить особое значение моральной сферы в русском самосознании, и естественно, в русской философии. Для русской философии - это не просто одна из сфер духа: иерархический примат моральной сферы в человеке выражается в том, что от «здоровья» моральной сферы в первую очередь зависит здоровье всех других сторон в человеке.



4.Соборность — понятие, введённое (применительно к русской деревенской общине) русским философом А. С. Хомяковым (1804—1860), развитое в XIXславянофилами, выводимое первоначально из принципа кафоличности Церкви.

5.Славянофильство — литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 40—х годах XIX века, ориентированное на выявление самобытности России, её типовых отличий от Запада, представители которого выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского русского пути, развиваясь по которому, по их мнению, Россия способна донести православную истину до впавших в ересь и атеизм европейских народов

6.Западничество — сложившееся в 1830—1850-х годах направление общественной и философской мысли.

7. Всеединство — внутреннее органическое единство бытия, как универсума.

8.Космизм —ряд религиозно-философских, художественно-эстетических и естественнонаучных течений, в основу которых положены представления о космосе как о структурно-организованном упорядоченном мире и о человеке как о «гражданине мира», а также о микрокосмосе, подобном макрокосмосу.

9.Русская идея — совокупность понятий, выражающих историческое своеобразие и особое призвание русского народа.

10.София — понятие в античной и средневековой философии, иудаизме ихристианстве, выражающее особое представление о мудрости или олицетворённая (воплощённая) мудрость.

11. Мессианство - 1. Учение о будущем спасении человечества, нац. или религиозной группы, которое осуществляется мессией. 2. Историко-социол. концепция, приписывающая к.-л. личности, народу, соц. организации, государству роль мессии в истор. процессе. 3. Вера в пришествие Божьего посланца (мессии), призванного установить справедливый и угодный Богу порядок.

12.Православие — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия от Рождества Христова, под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима.


7393585183383127.html
7393704763303295.html
    PR.RU™