Экскурсоводу музея на общественных началах

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям, к знаниям не только для себя, но и для тех, кто приходит в музей, кому интересна и дорога история своего завода, своего края, нашей великой Родины.

Подготовка и проведение экскурсии даже в народном музее не простое. Оно требует настойчивости, творческого подхода, больших знаний и специальных навыков, требует хорошего совета и помощи опытных экскурсоводов, методистов государственных музеев. Не стесняйтесь обращаться к ним, помощь народным музеям есть почётный долг и обязанность каждого сотрудника государственного музея.

I. ВЫБОР ТЕМЫ

1. Прежде чем выбрать тему экскурсии, внимательно продумайте: зачем вообще в музее проводят экскурсии, для чего и кому они нужны, каковы задачи культурно-просветительской работы народного музея? Поговорите об этом с руководителем, с опытными экскурсоводами.

2. Посмотрите ещё раз экспозицию своего музея, отметьте для себя наиболее интересные разделы и темы.

3. Узнайте, какие экскурсии вообще проводят в Вашем музее, прослушайте их. Обычно экскурсии бывают обзорные по всему музею или тематические по отдельным разделам.

4. Посоветуйтесь ещё раз с директором музея, с опытными экскурсоводами и выберите тему экскурсии, нужную для музея, интересную и понятную для Вас.

II. ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ

1. Составьте список всех экспонатов, относящихся к теме. Постарайтесь при этом запомнить экспонаты, их место в витрине на стенде. На каждый экспонат заведите карточку, в которой записывайте его название, к какой подтеме, вопросу относятся сведения о нём.

2. С помощью руководства музея, библиографа местной библиотеки составьте список литературы по теме.

3. Изучение темы начинайте с общих работ. При этом составьте краткую летопись основных событий, расположив их по датам. Это позволит связать содержание экскурсионной темы с общим ходом событий лучше понять значение каждого периода и взаимную связь.

4. Затем переходите к знакомству с отдельными вопросами темы, читайте специальные статьи в журналах и газетах, мемуарную литературу, рукописи и документы. Обратите внимание на оценку отдельных событий, их описание, выделяйте нужные факты и цифры, выдержки из документов и воспоминаний, цитаты, стихи. Особо отмечайте рассказы об отдельных людях, участниках знаменательных событий. Полученные сведения выписывайте в блокнот и на карточки экспонатов. Под цитатами, выдержками из документов, книг и воспоминаний не забудьте указать источник и страницу. При отборе всего этого материала руководствуйтесь принципом: ничего лишнего, но все о событиях и людях, вещах и документах, представленных в экспозиции.



5. В ходе изучения литературы можно параллельно выяснить историю отдельных экспонатов. У членов Совета музея, организаторов собирательской работы нужно узнать, когда и как проходил поиск интересующих Вас материалов, кто в нём участвовал, с кем встречались, у кого получили экспонаты. Эти сведения тоже кратко записывайте на карточки экспонатов.

6. Просмотрите теперь все карточки: остались ли ещё экспонаты, о которых Вы ничего не знаете или знаете так мало, что не сможете составить последовательный рассказ. О них говорите с другими экскурсоводами, руководителями музея. Постарайтесь найти дополнительную литературу.

7. Теперь Вы знаете содержание своей экскурсии, можете рассказать о каждом экспонате. Можно переходить к построению экскурсии, составлению текста.

III. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСКУРСИИ

1. Начинающий экскурсовод обычно делает одну из двух типичных ошибок: или излагает содержание своей темы без связи с экспозицией, даже не показывая вещи, или наоборот, много рассказывает о каждом экспонате в отдельности, но не раскрывает тему в целом.

2. Чтобы при построении экскурсии избегать этих ошибок, давайте определим главные требования к её проведению:

экскурсию нужно строить последовательно по отдельным подтемам:

вопросам темы;

содержание каждого вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;

глубокое раскрытие подтем и вопросов требует строгого и последовательного отбора экспонатов, составления маршрута, который бы способствовал подведению слушателей к нужным выводам.

только при отсутствии нужного экспоната можно важный вопрос темы, который никак нельзя опустить, осветить путём интересного короткого

рассказа или беседы с группой;

раскрыв одну подтему, следует переходить к другой, не теряя смысловую связь и не прерывая рассказа;

рассказ экскурсовода, показ и анализ экспонатов должны быть адресованы только слушателям, с которыми в ходе экскурсии устанавливается тесный контакт;



экскурсию делают интересной: эмоциональный выразительный рассказ, насыщенный новыми фактами, занимательными сведениями об экспонатах, незаметными на первый взгляд чертами вещей и документов.

IV. РАБОТА НАД ПОСТРОЕНИЕМ ЭКСКУРСИИ

1. Разделите тему на отдельные подтемы и вопросы, определите их последовательность и внутреннюю связь.

2. Посмотрите все ли подтемы и вопросы представлены в экспозиции и как они обеспечены материалом. Вы заметите, что по одним вопросам экспонатов много, по другим, наоборот, очень мало. Возможно, что целый стенд или витрина не будут иметь прямого отношения к теме экскурсии.

3. Теперь производите отбор нужных экспонатов в соответствии с намеченными подтемами и вопросами. Отбирайте наиболее характерные, важные по содержанию экспонаты. В итоге получится так называемый маршрут экскурсии: путь движения от витрины к витрине, от экспоната к экспонату.

4. Отберите карточки на те экспонаты, которые вошли в маршрут, расставьте их в картотеке по намеченному порядку, разделив заставками на подтемы по вопросам.

5. Теперь переходите к составлению рассказа на экскурсии, который, как и вся экскурсия, должен состоять из 3-х частей: вступительной беседы, основной части и заключительной беседы.

6. Во вступительную беседу нужно включить: 1) сведения о музее (когда открыт, чему посвящён, какие проводит экспедиции и походы, интересные мероприятия); 2) название своей темы, её основные вопросы (при этом полезно выяснить, насколько слушатели знакомы с темой), это поможет установить в ходе экскурсии более тесный контакт с группой, избежать ненужных повторений, ряд вопросов разобрать путём беседы; 3) порядок проведения и поведения слушателей на экскурсии.

7. В соответствии с составленным маршрутом, используя записи в блокноте и на карточках экспонатов, составляйте рассказ экскурсовода, иначе говоря, основу всей экскурсии. Помните, что рассказ должен опираться на показ и анализ экспонатов. Поэтому составляйте его лучше в музее, непосредственно на экспозиции. Особенно внимательно продумайте выводы

по подтемам. Запишите их на карточки.

8. Сразу установите продолжительность экскурсии. Помните, что время

экскурсии определяется не только содержанием темы, но и способностями слушателей активно воспринимать рассказ. Ребята II-III классов могут это делать 15–20 мин., IV–VI классов – 30 мин., VII–X классов 45-60 мин., взрослые люди до 1,5 часов.

9. Заключительная беседа должна быть короткой: подведение итога всему рассказу, выяснение усвоения слушателями главных вопросов темы. В

заключении обязательно нужно предложить задавать вопросы и пригласить слушателей посетить музей ещё раз.

V. ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ

1. Оформите свой рассказ в виде текста. Запишите его по следующей форме:

Тема экскурсии: __________________________________________

Продолжительность экскурсии;

Составитель текста:

Подтемы, отдельные вопросы / Экспонаты / Содержание экскурсии

2. Текст пишите в расчёте на взрослых посетителей, но сразу придумайте и отметьте возможные сокращения. Для этой цели можно с правой стороны листа выделить ещё одну графу «Примечания», где указывать какие экспонаты и тезисы содержания можно опустить в зависимости от возрастного и образовательного уровня экспонатов.

3. Старайтесь вести запись строго горизонтально, чтобы было полное соответствие и связь между вопросом, экспонатом и рассказом.

4. Чтобы выделить выводы по подтемам. Записывайте их через всю страницу после каждой подтемы.

5. Экспонаты записывайте так, как они названы в этикетках.

6. Записывая содержание рассказа, ещё раз продумайте каждую фразу. Представьте себе мысленно, как Вы показываете экспонат и что о нём говорите, интересно ли это будет слушателям?

7. Прочитайте написанный текст в экспозиции, показывая вещи и документы. Уложились ли Вы в заданное время? Законченный текст экскурсии сдавайте на проверку директору музея. Учтите сделанные замечания и перепишите текст начисто. Бережно храните его: он пригодится не только Вам, но и товарищам, которые будут готовить эту же экскурсию.

VI. ОТРАБОТКА И СДАЧА ЭКСКУРСИИ

1. Теперь приступайте к отработке экскурсии на экспозиции. Пользуйтесь пока текстом, но не старайтесь это заучивать наизусть. Представляйте, что ведёте рассказ слушателям. А ведь они будут разные, и всем рассказывать одними и теми же словами будет нельзя.

2. Отрабатывайте экскурсии по частям. Особое внимание обратите на показ и анализ экспонатов: на какую деталь предмета, на какое место в документе. Вы направляете внимание экскурсантов, связан ли показ с рассказом, нельзя ли предложить слушателям сравнить несколько экспонатов или фактов и самим сделать заключение, как лучше по нескольким вещам, документам, фотографиям, воссоздать целую картину событий.

3. Твёрдо поделите места остановок группы, своё место около каждой витрины и стенда. Выбирайте его так, чтобы отсюда можно было показать все нужные экспонаты.

4. В зависимости от места около витрин держите указку в правой или левой руке, так чтобы всегда находиться лицом к слушателям.

5. Перед сдачей экскурсии членам Совета музея расскажите её целиком своим близким, товарищам. Если всё получается хорошо, чувствуете себя уверенно, договаривайтесь о дате сдачи.

VII.ДАЛЬНЕЙШАЯ РАБОТА НАД ЭКСКУРСИЕЙ

1.Самое страшное для экскурсовода – остановиться на одном месте, заучить наизусть свою тему и механически повторять её снова и снова. Особенно это опасно в наши дни, когда наука, знания людей, вся жизнь так стремительно идут вперёд.

2. Продолжайте изучать выбранную тему: участвуйте в поиске новых

материалов для музея, следите за новыми книгами, периодической литературой, собирайте дополнительные сведения об экспонатах. Читайте газеты и журналы, расширяйте свой политический и общеобразовательный кругозор.

3. На экскурсиях старайтесь отметить, какие разделы и материалы пользуются у слушателей большим спросом и интересом, а какие проходят мимо их внимания. Проанализируйте, почему так происходит, сделайте нужные выводы.

4. Посещайте государственные музеи, слушайте других экскурсоводов. Запоминайте интересные факты, отмечайте удачные приёмы показа и анализа

экспонатов, работы с группой. Постоянно совершенствуйте своё мастерство.

Составитель: Зав. научно-

методическим отделом

Государственного

исторического музея

_______Шкурко А.И.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РТ

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДА


7389911399246486.html
7389970818923287.html
    PR.RU™